Ваша корзина:
0 шт.
На сумму:: 0 руб.

Платформы

Мини-Корзина

Ваша корзина пуста.

Tokyo Game Show 2003

Tokyo Game Show 2003

Право произнести приветственную речь на открытии выставки досталось президенту Nintendo Сатору Ивате (Satoru Iwata). Проследив развитие индустрии за последние 20 лет, с момента выпуска восьмибитной Nintendo Famicom и до сегодняшнего дня, Ива-та-сан посетовал на избыточную, по его мнению, сложность многих современных видеоигр, отчасти виновную в снижении интереса геймеров к новым проектам. Примером удачного решения проблемы он назвал Pokemon -легкие в освоении игры с глубоким, захватывающим геймплеем. Очередные версии Pokemon (Fire Red и Leaf Green) станут проводниками стандарта беспроводной связи, разработанного для Game Boy Advance совместно с Motorola. Специальный адаптер позволит не только играть на двух GBA без помощи линк-кабеля, но, возможно, скачивать дополнения к играм со «станций передачи данных» в магазинах. Далее Ивата объявил о растущем интересе Nintendo к Китаю. Компания через своего посредника Shinyu Technology Ltd. вскоре запустит там приставку iQue по цене в 498 юаней ($60). Новая консоль создана с учетом специфики китайского рынка: аппарат с неназванными пока техническими характеристиками будет проигрывать локализованные версии нинтендовских хитов для Super Famicom и Nintendo 64, цена на эти игры не превысит порог в 48 юаней ($6). В октябре Nintendo также планирует ввести в эксплуатацию в Китае онлайновую систему распространения игр; будет претворяться в жизнь программа субсидирования талантливых китайских разработчиков. Если все эти инициативы позволят удачно тягаться с бушующим в регионе пиратством, аналогичная бизнес-модель может быть применена к другим крупным территориям со схожими проблемами. Намек на нас с вами? Недорогая iQue со слегка устаревшими, но качественными и доступными легальными играми пришлась бы на российских просторах как нельзя кстати.

Ивату-сана на трибуне сменил президент CESA Кэндзо Цудзимото (Kenzo Tsujimoto), в кратком приветственном слове объявивший рекордные числа компаний-участников нынешней выставки (111) и представленных ими игр (500). «Я верю, что посетители нынешней Tokyo Game Show смогут получить новые чудесные ощущения и пережить невиданные приключения», сказал он. Как в воду глядел. Иначе как невиданными приключениями про-дирание через многотысячные толпы и стояние в многометровых очередях язык назвать не повернется. Справедливости ради надо заметить, что понятие «толпа» в Японии отнюдь не синонимично словам «толкотня» и «давка». В залах Makuhari Messe, где народу набивается что сельдей в бочке, люди как-то ухитряются не наступать друг другу на ноги и, что совсем уж невероятно, не устраивают свалок на раздачах сувениров. Через три дня тотального игрового сумасшествия координатор выставки Юка Игараси (Yuka Igarashi) обнародовала невообразимые цифры: по предварительным подсчетам, в первый день TGS почтили своим вниманием 32176 человек, во второй - 53935 человек, а на третий пришлось аж 63978 человек. Итого: 150089 посетителей супротив 134000 в прошлом году - посещаемость TGS впервые за несколько лет ощутимо выросла. Для сравнения: за три дня на последней Е3 побывали только 62000 человек. А CESA уже лелеет планы увеличить продолжительность TGS до четырех дней.

Square Enix

Большинство прибывших на выставку направлялись прямиком туда, где под ажурными перекрытиями парили в воздухе гигантских размеров чокобо из Final Fantasy и слайм из Dragon Quest. Здесь поджидали трейлеры Kingdom Hearts II (PS2) и Kingdom Hearts: Chain of Memories (GBA). Портативная версия выглядит как обычный изометрический 2D-платформер -то есть вполне миленько, причем в игре обещаны даже какие-то «реал-таймовые полигонные видеоролики». Не спрашивайте, каким образом их планируется реализовать на GBA - за что купили, за то и продаем. Герои же полновесного PS2-сиквела повзрослели (увы, Гуфи не отрастил шерсть на груди, речь идет о персонажах Square) и, как подметил американский коллега, наконец-то доросли до размеров своей обуви. Трейлер KHII не явил миру никаких геймплейных сцен: проект на ранней стадии разработки и вряд ли появится в играбельной форме раньше Е3 2004 года. Тецуя Номура (Tetsuya Nomura) уже подобрал диснеевских персонажей, сейчас идет выбор участников из Final Fantasy и других игр от Squenix. Оказались небеспочвенными слухи о создании римейка/продолжения легендарной FFVII (хотя нам по-прежнему кажется, что наиболее достойный кандидат на переработку - несравненная FFVI). Ожидаемой всеми игры, правда, не будет. Вместо нее свет увидит 60-минутный CG-фильм под названием Final Fantasy VII: Advent Children. Оказывается, с крахом Square Pictures амбиции Хиронобу Сакагути (Hironobu Sakaguchi) не развеялись - продолжающий сюжет игры Advent Children доберется до нас на DVD в 2004 году. На огромном экране крутили суперэксклюзивный («извините, снимать строго запрещено!») полминутный отрывок с бьющимися на мечах Клаудом и Сефиротом, вызывая у кучкующихся фэнов оргазм и ступор в равных пропорциях. За исключением этих анонсов и облюбованного детишкам уголка с горой надувных слаймов, Squenix ничего из ряда вон выдающегося не показала. О новом Dragon Quest и Ambrosia Odyssey слышно только, что «они будут». Как FF, так и DQ портируют на мобильные телефоны стандарта imode (пользователям GSM просьба не беспокоиться). Под маркой Drag-on Dragoon (Drakengard по-гайдзински) на PS2 маскируется бесстыжая копия Panzer Dragoon Orta - в меру красивая и с возможностью драться спешившись. Неплохо, разве что моментально забывается. В Front Mission 4 (PS2) на удивление слабая графика, хотя вряд ли это расстроит хардкор-ных ценителей стратегической серии - они охотно купят и сборник Front Misson Complete, куда вошли три предыдущих части. Больше и в самом деле ничего стоящего не было, только плюшевый чокобо туда-сюда разгуливал. Японские симуляторы бейсбола вас вряд ли интересуют, правда?

Konami

Сюда, естественно, ходили играть в полностью готовую Castlevania: Lament of Innocence (PS2). Это, если кто не в курсе, современный такой Эй-платформер, вроде как Devil May Cry, только с хлыстом вместо меча. Доброе имя Castlevania к нему как-то не особо клеится, однако игра вполне удачная - легкое нарекание относится лишь к камере, всегда центрующейся на вашем герое в момент входа в комнату и мешающей оглядеть кишащее врагами помещение. В остальном проект настолько хорош, насколько может быть хорошим Эй-воплощение классической двухмерной легенды. У Konami, пожалуй, был самый обширный стенд -не в последнюю очередь благодаря недавно примкнувшим к ней Hudson и Genki. Последняя выкатила стритрейсерскую Kaido Blade 2: Chain Reaction (PS2), похожую на попытку нажиться на грядущем шквальном успехе Need for Speed: Underground от Electronic Arts. Hudson представила классные PS2- и GC-римейки двух преданий старины глубокой: снабженный удобным интуитивным управлением PC Genin (Bonk) и фигурировавший только на видео, но от этого ничуть не менее кавайный Adventure Island с «пластилиновой» графикой. Еще одно переложение классики - Gradius V (PS2) - живьем выглядит так же сногсшибательно, как на скриншотах. Настоятельно рекомендуем поклонникам Ikaruga. Не обошлось и без дежурной насмешки от Хидэо Кодзимы (Hideo Kojima): трейлер Metal Gear Solid 3 (PS2) ничуть не отличался о того, что нам показывали месяцем раньше в Лондоне.

Ага, с крокодилом в конце. Что до Metal Gear Solid: Twin Snakes для GameCube, то, хоть ролики для нее теперь и режиссирует Рюхэй Китамура (Ryuhei Kitamura, автор культового трэш-боевика Versus, в российском варианте - «Противостояние»), проект по сути своей остается первой MGS - и заново играть в нее попросту не тянет. Наверное, где-то даже обитают люди, умудрившиеся пропустить MGS, но вряд ли кто-то из них согласится обзавестись GameCube дабы восполнить досадный пробел. В конце концов, игра давно вышла на PC, а заметных сюрпризов выставочный ролик (см. наш CD) так и не явил. Gensou Suikoden IV (PS2) волшебным образом похож на четвертую часть Suikoden - чуть красивее третьей и без надоедливой тормозни.

Capcom

Натуральная самурайская вотчина: тут балом правила Onimusha 3 (PS2) -единственная во всей вселенной игра, где Жан Рено разговаривает с крохотными феечками и хлещет супостатов лазерным лассо. Очень красивый проект, похвальное завершение основной линии сериала. Onimusha Buraiden (PS2) оказалась потасовкой в духе Power Stone или, скорее, Super Smash Bros. Melee, рассчитанной на перманентное поддержание кучи-ма-лы с участием четырех игроков. Maximo 2 была похожа на оригинал, только лучше, а приуроченный к 15-летнему юбилею Super Street Fighter II Championship Mega Maxi EX Turbo Edition смотрелся, как и положено, на уровне качественного проекта для Super Famicom. Biohazard 4, так в этих краях зовется Resident Evil 4, проявилась только в облике невразумительной и многообещающей видеозаписи, а трейлер продюсируемого Синдзи Миками (Shinji Mikami) проекта Killer 7 вообще воспринимался как форменное издевательство. Понятно, что вызывающе поганый внешний вид должен привлекать внимание (вскоре в прессе обязательно зазвучат фразы о «стильности» и «тонком вкусе авторов» Killer 7), но всему должен быть предел... Rose of Glass (PS2) даже не маскируется - ну и что, что клон Silent Hill, а вы что хотели? - и получает с полки пирожок за самый скучный трейлер выставки. Capcom, кстати, издает в Японии The Getaway (PS2) -учитывая неожиданно высокий рейтинг, выставленный Grand Theft Auto III (PS2) дьяволами-реваншистами из Famitsu, у детища Team Soho даже есть скромные шансы на успех на местном рынке. Одиночный режим Resident Evil: Outbreak запомнился управляемыми компьютером напарниками, беспомощно бегавшими кругами вокруг зомби - пока тех их не сжирали. Прозрачный намек на превосходство онлайновой составляющей?

Sega

Почти сплошное разочарование. Из выставленных игр только Billy Hatcher & the Giant Egg (GC) от автора Соника Юдзи Наки (Yuji Naka) вправе называться настоящим сего-вским хитом - с четким управлением, красочным миром и прилипчивым звукорядом. С оставшимися представителями шоу-линейки творилось что-то непонятное: в вольном сикве-ле Shinobi, Kunoichi (PS2), прилично смотрелась только главная героиня, носящаяся по ужасающим в своей примитивности фонам: при взгляде на бессчетные переиздания в серии

Sega Ages 2500 (Virtua Racing, Golden Axe, Hokuto no Ken (Black Belt в западной версии для Master System) Space Harrier и Gain Ground) наворачивались слезы жалости - неужели такой компании, как Sega, больше нечего показывать? Где же Virtua Fighter Quest и аркадный SDF Macross от AM2? Вместо него Нориеси Оба (Noriyoshi Oba) демонстрировал игру, где девица скакала на лошади, и лошадь делала кувырок назад - потом выяснилось, что это ни что иное, как Sakura Taisen V Episode 0 (PS2), с которой Red Entertainment задумала выходить на американский рынок. Общую скудность экспозиции прикрывали изображения Соника во всех возможных ракурсах: мультиплатформенная Sonic Heroes (GC, PS2, Xbox) уже одной ногой в магазинах. В дальнем уголке, между прочим, был замечен стенд с оригинальными дизайнами героев Phantasy Star пятнадцатилетней давности, за авторством самой Риэко Кодамы (Rieko Kodama, редкое в Японии явление: женщина - игровой продюсер. В послужном списке великолепная Phantasy Star, Skies of Arcadia и другие работы Overworks).

Namco

Основной акцент был сделан на R: Racing Evolution (Xbox, GC, PS2), крутившуюся на нескольких десятках демо-юнитов. Новая Ridge Racer, кажется, многое теряет в попытках быть похожей на Gran Turismo: аркадный драйв уступил место чуть ли не симуляторной серьезности (реальные машины, настоящие трассы) - при том, что здешний Nissan Skyline ведет себя на дороге как танк. Breakdown (PS2) был бы похож на обычный FPS, только в обычных FPS игрок не ест бургеры с видом от первого лица. Nina (PS2) - бенефис наиболее дурновкусно одетой героини Tekken - оказался еще одним клоном Onimusha, показанная на видео Xenosaga Episode II: Der Wille Zur Macht (PS2) была предсказуемо красива, а графика Time Crisis 3 (PS2), положа руку на сердце, могла бы быть и получше. Мелькавший на экранах Ace Combat V смотрелся многообещающе. В хитросплетениях экшн-режима потенциального ролевого флагмана Baten Kaitos (PS2) от Monolith черт ногу сломит, но поистине великолепное визуальное исполнение стоит того, чтобы разобраться в системе боя, основанной на игральных картах.

Sony Computer Entertainment

Обычный показушный стенд Sony: роскошные декорации, где ютятся несколько новинок и миллион уже вышедших игр. Как и на других крупных игровых смотрах текущего года, неизбежными флагманами компании были Gran Turismo 4 и Eye Toy: Play. О GT4 «СИ» пишет регулярно, да и демоверсия на TGS целиком повторяла свою сестрицу с недавнего PlayStation Experience, а вот с оккупирующей верхушки британских и российских топов продаж Eye Toy вышла заминка: японская публика фишки не просекла. Хотя по всем прогнозам местная публика должна была принять игровую камеру на ура, посетители высказывали весьма сдержанный интерес. Тонущий в тумане ужастик Siren был слишком похож на Silent Hill, экшн Chane Dive -на старенький Bionic Commando, а вот дальше... Дальше показывали Mojib Ribbon от гениального Масайи Мацууры (Masaya Matsuura). Сиквел сумасшедшей Vib Ribbon (PS one) чудо как свеж и приколен: по ленточке бегут иероглифы, которые надо вовремя «выписывать» управляемой Dual Shock кистью - и тогда они складываются в коротенькие смешные истории, озвученные тоненьким голоском. Что курил Мацуура-сан на этот раз, неизвестно, но факт налицо: проект у него получился играбельный и в высшей степени неординарный. Другой блестящий в своем маразме тайтл от SCEJ называется Kumauta - главный герой там белый медведь, распевающий песни энка. При активной помощи игрока животное сочиняет песни, делает аранжировку и устраивает свой сценический дебют. Радует уже то, что это не клон Devil May Cry. Возвращаясь к более традиционным жанрам, можно упомянуть раннюю версию SD-боевика Dororo с оборудованным биоимплантами самураем - смесь Shinobi и Brave Fencer Musashi с пока что неудачной камерой и странной системой наведения на врагов.

Остальные Игроки

Microsoft обошлась без стенда в главном зале, втиснув небольшой павильончик между стендом Atlus/Takara и пышно оформленным офлайновым представительством Ragnarok Online. Многопользовательская онлайновая True Fantasy Live Online для Xbox Live определенно уступает Final Fantasy XI, щеголяющий китайским колоритом CG-ролик Jade Empire (новой RPG от Bioware) мало кого впечатлил - при этом за закрытыми дверями Microsoft показывала другое видео из игры, с геймплеем на уровне Knights of the Old Republic, только с большим уклоном в реалтаймовый экшн. Томоно-бу Итагаки (Tomonobu Itagaki) из Tecmo демонстрировал еще более похорошевшую Ninja Gaiden (понятное дело, на видео), не забывая о файтинге-компиляции Dead or Alive Online. Sammy отделались показом Seven Samurai 20XX (клон Dynasty Warriors), плюшевых игрушек и постоянно зависавшей карточной игры на основе Guilty Gear XX для мобильников. На стенде Taito обретались наиболее неотразимые девушки, свежая итерация Energy Airforce (PS2) и невдохновляющий Bijinguai (PS2) - клон Devil May Cry, более известный как «та самая игра с Камуи Гактом». Bandai осталась в своем репертуаре с вагоном и маленькой тележкой лицензированной ерунды. Уму непостижимо, как можно иметь права на Evangelion и Macross, и год за годом клепать на их основе всякий богомерзкий мусор. У Koei не было новой Sangoku Musou (Dynasty Warriors), поэтому и рассказывать не о чем. SNK Playmore хвасталась свеженьким аркадным Metal Slug, PS2-портами King of Fighters 2001 и коротким CG-роликом с героями KoF, вроде бы из грядущей SD-инкарнации. Поглядим, что получится. Онлайновая революция докатилась до Страны восходящего солнца, корейцы из NCSoft успешно завоевывают японский рынок с Lineage II, поголовно все издатели имеют в своем каталоге один-два онлайновых проекта - тенденция роста популярности сетевых развлечений налицо. Есть в этой гонке и явные аутсайдеры. Когда дело касается N-Gage, Nokia мигом теряет разум: распрощавшись с остатками здравого смысла, компания запускает устройство в Японии. Неважно, что из-за специфики мобильной связи в регионе аппарат не сможет функционировать как телефон, и уж точно неважно, что QVGA-экраны современных японских мобильников качественнее и обладают более высоким разрешением, чем дисплей N-Gage. Так или иначе, Nokia с N-Gage уже умудрилась натворить столько глупостей, что новые инициативы по продвижению игрофона в массы сразу получают статус анекдотов.

Подводя Итоги...

После знакомства с экспозицией выводы напрашиваются, безусловно, тревожные. Краеугольной проблемой японской игровой индустрии на сегодняшний день является отсутствие инноваций в играх. Понятно, почему компании почти не рискуют выходить на рынок со свежими, непроверенными идеями: цена риска стала слишком велика. Затраты на разработку растут, провалы проектов становятся все более болезненными - даже сама TGS проводится теперь только раз в год, чтобы максимализировать прибыль. PlayStation 2 продолжает безоговорочно доминировать: на долю приставки от Sony пришлось 28% всех показанных на выставке игр, 25% составили проекты для PC и мобильных телефонов, остальные 47% поделили между собой GameCube (6,5%), Game Boy Advance (6,3%), Xbox (2,8% ) и другие платформы. Габаритное детище Microsoft влачит в Японии жалкое существование - в неделю по стране со 150-миллионным населением продается около 500 Xbox.

То, что для GBA выйдет меньше новых игр, чем для мобильников - характерный сигнал. На TGS стало известно, что прибыль, которую получает «мобильное» подразделение Namco, превышает доходы от любого другого отдела компании, включая приставочный и аркадный. Ничего удивительного: игры для телефонов просты в производстве/портировании, система оплаты удобна, а пиратства в этом сегменте пока не существует. За неделю талантиливый программист может написать вещицу, способную принести большую выгоду, чем консольный или компьютерный проект, находящийся в разработке годами. И это только цветочки. По словам представителей Namco, мелодии звонков еще выгоднее, чем игры. Нынешние японские телефоны имеют полноцветный дисплей с разрешением 160x120, поддержку Jawa и 40-голос-ный полифонический звук, а всего за 300 иен ($2.70) подписчик сервиса Namco в течение месяца может скачивать игры и мелодии без всяких ограничений. Можно по-прежнему смеяться над игрушками с мобильных телефонов - но Namco с ее сотнями тысяч подписчиков, каждый из которых тратит по три доллара в месяц, смеется громче.

Боязнь рисковать приводит к тому, что японские компании штампуют проекты-близнецы. Такое впечатление, что все привезли на TGS одну и ту же игру. С расстояния нескольких метров Castlevania, Devil May Cry, Shinobi, Shadow Hearts 2, Bijinguai, Kunoichi и даже Lineage II выглядят практически одинаково. Дело не в том, что какие-то игры, в конечном счете, лучше других - ситуация слишком напоминает начало девяностых с миллиардом одинаковых платформе-ров, от которых в лучшем случае рябило в глазах: а если копнуть поглубже - то и крах американской индустрии в первой половине восьмидесятых, когда число клонов Space Invaders и Pong превысло все разумные рамки, и публика просто отвернулась от игр. Японская индустрия, исторгающая сейчас клон за клоном, римейк за римейком, демонстрирует опасные признаки стагнации. Необходимо, чтобы разработчики перестали оглядываться назад в поисках материала для переизданий, но для этого нужно самортизировать риски, иначе повторится печальный опыт шедевральных Vib Ribbon, Space Channel 5 и Rez, провалившихся на всех трех основных рынках как раз из-за своей уникальности. Именно для амортизации рисков слились Square и Enix, Konami поглотила Hudson и Genki, а Sega провела крупномасштабную реорганизацию отделов. Большие рыбы едят рыбешек поменьше, и как бы мы не относились к происходящим процессам, они закладывают базис для оздоровления индустрии. Остается дождаться Tokyo Game Show 2004 и узнать, удастся ли японским игрост-роителям решить стоящие на их пути сложности. Быть может, анонсы новых консолей и публичный дебют портативной PSP от Sony как-то этому поспособствуют?