Обзор E3 2005 |
Разумеется, везти на всемирную выставку новое творение для того, чтобы его надежно спрятать в глубине задекорированных стендов и показывать только самым-самым проверенным, просвеченным и по предварительной записи на год вперед, есть частично PR-игра крупных компаний, но почему-то каждый раз в нее с удовольствием играешь, проникая на очередной "закрытый" показ, где разработчики "эксклюзивно" демонстрируют новое детище. Внутри небольших комнат девелоперы запускают демоверсии новых игр и, посматривая на часы, бегло рассказывают об игровом процессе и основных фичах. Можно успеть выхватить суть того, что собой будет представлять новая игра, и задать несколько вопросов, пока в дверях не покажется пиарщица, напоминающая демонстратору, что пора закругляться, так как перед входом уже ждет следующая порция жаждущих "эксклюзива" журналистов. С другой стороны, понятно, что организация подобных камерных посиделок есть мера вынужденная, потому что желающих ознакомиться с ожидаемыми новинками слишком много, чтобы за три отведенных дня можно было бы показать их всем жаждущим в подобном, полузакрытом режиме. А желающих в этот раз было не просто много. Их было очень много. Статистика утверждает, что за три выставочных дня Е3 посетило более 70 тысяч человек, так или иначе связанных с игровой индустрией. Возможно. По крайней мере, далеко не маленький "Конвеншн центр" выглядел настоящим муравейником, и в некоторых местах (особенно в Южном зале, где традиционно собираются киты индустрии) приходилось буквально протискиваться сквозь заслоны посетителей, чтобы пройти к нужному стенду. С каждым разом народу на Е3 шастает все больше и больше, несмотря на то, что поставлен серьезный барьер против падких на халявные развлечения подростков. Тем, кому не исполнилось 18 лет, доступ на "Экспо" запрещен. Да и билет на вход только в выставочные залы стоил 325 долларов, а за посещение всех открытых для публики мероприятий надо было отдать уже 550 американских рублей, что тоже отсекает тех, кому лучше провести день в "Диснейленде" или на семейном барбекю, чем влезать в заполненный до отказа выставочный комплекс. Между тем, вес Е3 в публичной жизни Лос-Анджелеса тоже растет с каждым годом, и даже на паспортном контроле в международном аэропорту LAX (сокращенное обозначение международного аэропорта ЛА) немного уставший офицер, только взглянув на приготовленные документы, с улыбкой спросил "Е3?" и, получив утвердительный кивок, тут же хлопнул в паспорте штамп после обязательного сканирования пальцев. В разного рода магазинчиках и кафешках, разбросанных в даунта-уне, можно было видеть табличку с приветствием гостей Е3, хотя никаких скидок и прочих бонусов это не давало. А подвозивший меня в аэропорт перед отлетом водитель шаттла ругался, что эта самая Е3 забивает все подступы к центру пробками и некоторые водилы даже не суются в этом направлении до окончания выставки. Каждый день над выставочным комплексом зависал один, а то и два вертолета, транслировавшие картинку для телеканалов, зримо добавляя значимости происходившему шоу. А примерно в час дня прилетал военный "Чинук", с которого сигали парашютисты, рекламируя America's Army. Ветер между высотными зданиями задувал сильный, и десантники показывали класс в управляемом снижении. В последний день выставки вокруг "Конвеншна" катался оранжевый двухэтажный автобус с надписью "We love gamers", на верхней площадке которого играла музыка и танцевали. Вероятно, снимали какую-то телепередачу, но выглядело это действо в плотном потоке машин интересно. Пожалуй, надо сказать пару слов о том, что и где размещается на Е3, похоже, окончательно обосновавшейся в Калифорнии. Convention Center сооружен почти в центре раскинувшегося на многие мили мегаполиса, рядом с деловым downown. Причем видеть это здание из светлого бетона и зеленоватого стекла можно уже из иллюминатора заходящего на посадку самолета. Аэропорт расположен недалеко от береговой черты, и авиалайнеры выстраивают глиссаду прямо над небоскребами даунтауна. Взлетают самолеты из LAX в сторону океана. Основных залов в главном выставочном комплексе три. Это "главный" South Hall, находящийся под ним Kentia Hall и расположенный в другом сегменте комплекса West Hall. Между Южным и Западным залами, прямо над небольшой улочкой, нависает соединяющий два основных сегмента небольшой, но протяженный Concourse Hall. Помимо этих, основных локаций, по трем этажам "Конвен-шна" раскиданы небольшие аудитории, где проходят семинары, места для переговоров и всевозможные технические помещения. Приют для прессы как всегда базируется на втором этаже Западного холла. Налево от эскалатора - пресс-центр, где и происходит регистрация и есть доступ в Интернет, а справа - кормушка для уставших журналистов, где можно разжиться бесплатным сэндвичем или выпить кофе. Для посетителей шоу по всем залам есть свои кафе-закусочные, где подкрепиться можно уже за плату. Традиционно основная цитадель кон-сольщиков - Западный холл, где свили себе гнезда, оттяпав примерно две трети выставочной площади, два монстра японского приставочного нашествия - Sony и Nintendo. Вокруг этих двух гигантов и еще третьего - Microsoft - на Е3 развивалась любопытная интрига. Как известно, эти три богатыря устраивали помпезные презентации новинок, всяческими способами завлекая на зрелище журналистов. Причем складывается такое впечатление, что места для презентаций они выбирали подальше друг от друга, дабы пронырливым корреспондентам было сложнее попасть в гости к конкурентам и успеть выслушать про мегагерцы и мегабайты, запивая информацию халявными алкогольными напитками. "Сони" устроила презентацию PlayStation 3 в зале "Калвер Сити", а "Майкрософт" показывала Xbox 360 в "Шрайн Аудиториум" в тот же вечер. На следующий день на пятом этаже кинокомплекса на Голливудском бульваре отстрелялась "Нинтендо", продемонстрировав макет коробки с названием Revolution и так толком и не объяснив, в чем же заключается революционность небольшого черного бокса. Пока эксперты сравнивают технические возможности двух явных фаворитов консольной битвы от Sony и Microsoft, возможно, Nintendo держит за пазухой какой-то козырь, с которым она надеется сорвать банк этой осенью. Да, заявленные характеристики PS3 действительно впечатляют. Ведь это практически топовая по своей производительности на сегодняшний день система, которая будет стоить примерно половину той суммы, которую запросили бы за аналогичный по производительности РС. Но все эти возможности разработчики игр должны еще эффективно освоить и выпустить продукты, в которых задействованы все навороты и фичи, ради которых геймер согласится купить приставку нового поколения. А на это уйдет время. Похоже, что "Нинтендо" решила пойти иным путем и не делать ставку на гонку мегагерц, наращивая технические мощности, а переосмыслить сам принцип управления в игре. Одно упоминание рядом с таинственным нинтендовским джойпадом слова "гироскоп" наводит на вполне логичные выводы. Разве тем, кто держит стандартный "бумеранг" с кнопками, не хотелось бы управлять движением в игре, просто наклоняя средство контроля, что дало бы еще большую интерактивность и свободу, чем вдавливание четырех кнопок? Разумеется да. Вопрос лишь в том, кто первый подобную вещь сможет правильно и массово реализовать. Не на уровне диковинных и громоздких виртуальных шлемов, а как новый стандарт. Вполне возможно, что именно этого мы и дождемся осенью, когда "Нинтендо" откроет все карты. Ну, а пока Западный холл ревел, грохотал и гудел многоголосицей полиэкранного мордобоя и стрельбы. Вот на одном экране стенда "Нинтендо" эльф Линк рубит полчища врагов мечом во славу принцессы Зельды. Враги кричат и пытаются отбиваться. Тут же, на соседнем стенде "Сони", новые полчища немного отличающихся противников уничтожаются из шестиствольного пулемета. Весело ухают взрывы, и все это мультикиловаттное веселье продолжается в режиме нон-стоп все три дня выставки. То же самое происходит и в Южном зале, где мощность колонок такая, что общение с пиарщиками сводится к крикам прямо в ухо. "Что? Интервью с разработчиками? Ребята, вот визитка с моим имэйлом, вот наш пресс-кит, и давайте состыкуемся позже. Я вас обязательно свяжу с нашей командой. Честно-честно", - орет в ответ очередная пиарщица, умудряясь при этом мило улыбаться и изображать неподдельный интерес. Как им удается столь мужественно держаться на своих постах в центре этой какофонии - загадка. Одно слово - профи. В престижном Южном зале как всегда разворачивают свои почти киношные декорации лидеры индустрии, начиная с EA Games, которая каждый раз придумывает новый способ, как посильнее вдарить из суперколонок по вползающим в зал посетителям. В этот раз они соорудили панорамный экран, в котором крутили ролики из новых игр в режиме честного, кругового обзора. Все остальные, знакомые по хитам компании тоже здесь, и каждая из них придумывает, как на этот раз подать себя и продукты. Для каждого топового проекта создается специальная декорация и оформление, часто дополняемое статистами, одетыми в соответствующие костюмы. Традиционной популярностью, разумеется, пользуется "минимализм" в одежде нанятых моделей. Кстати, на небольшой площадке перед входом на выставку можно было видеть каких-то веселых парней, которые раздавали наклейки "Anti Booth Babes" и призывали отменить практику приглашения на выставку для рекламы стендов красивых девушек. Нам абсолютно непонятна мотивация этих личностей, посему всученная наклейка немедленно отправилась дышать вонью в ближайшую урну. Словно решив, что по шумовому фону Южному залу пока еще далеко до взлетающей эскадрильи реактивных истребителей и надо срочно наверстывать упущенное, перед огромным экраном на стенде NCsoft, на котором крутят ролик игры Auto Assault, начинается рок-концерт с выступлением поедательниц и укротительниц огня. Девчонки выстреливают огненные языки, словно сказочные Змеи Горынычи, запросто кушают огонь на мини-факелах и отрываются по полной программе под яростный запил бас-гитар. Неподалеку от этого места, на стенде Namco, начинается свое шоу. Там, видите ли, отмечают 25-летие Pacman и, как и год назад, совершенно заводная тетка начинает темпераментно кричать в толпу: "Нам-Ко, Нам-Ко!", подбадривая столпившихся зрителей. Позади ее, на подиуме, приплясывает группа непосредственной поддержки веселья, и все это транслируется на огромные экраны. Через несколько секунд толпа хором тоже начинает реветь "Нам-Ко, Нам-Ко!", за что спустя еще некоторое время вознаграждается запущенными в лес тянущихся рук тиширтами. Руки цепко хватают пролетающие футболки, высокие и прыгучие явно обладают преимуществом в этом виде спорта. В глубине зала зеленела фирменной иксбоксовой подсветкой Майкрософт, которая разместила прямоугольную Х-коробку за номером 360 в цилиндре. Желающих поиграть в консольную версию, допустим, Half-Life 2 тоже помещали в какую-то трубу несколько большего диаметра. С точки зрения эргономики, не самое лучшее решение, и народ в этих конструкциях особо не засиживался. Прямо под Южным залом находится спокойный и относительно тихий Kentia hall, где устроители выставки традиционно выкладывают ковры желтого цвета. В "Кентии" предпочитают селиться еще не вышедшие на глобальный уровень национальные команды, - у которые пока только строят планы о переселении выше, в Южный зал. Помимо этого, местную тишину и уют предпочитают те, кому стоящий наверху грохот может только помешать. Здесь гнездятся продавцы всевозможной упаковки для игрушек, производители разного рода гад-жетов, контроллеров, экшн-фигурин и прочих сопутствующих товаров. Можно посмотреть, насколько четко работает новая модель виртуального шлема, пристрелять аркадный пистолет или попробовать новый джойстик. В задней части "Кентии", кстати, многие компании из Южного зала держат кабинки для переговоров, где можно спокойно обсудить условия контрактов и прочие серьезные вещи. То, что главные консольные производители сидят в своей "резервации" Западного зала, никого не должно вводить в заблуждение. Проникновение и экспансия приставок идет своим ходом, достаточно лишь присмотреться к тому, что от большинства экранов в том же South Hall провода тянутся не к манипулятору типа "мышь" и клавиатуре, а к щупальцам джойпадов. И это легко объяснимо. В 2004 году, к примеру, только в США, по данным ESA и NDP Group, продажи игр для приставок составили $5,2 млрд., при общем объеме в $7,3 млрд. ($1 млрд. дали игры для РС и $1,1 млрд. - для мобильных устройств). Почему сложилось такое соотношение? А это уже особый разговор о разных стандартах жизни и прочих социологических вещах, о которых надо говорить отдельно. Но то, что игровая индустрия прокачивает через себя уже миллиарды долларов и потихоньку начинает догонять Голливуд, есть неоспоримый факт. Представители киноиндустрии все больше и больше интересуются родственной им сферой развлечений, и "братание" кино и компьютерных игр уже свершилось. Стало нормальной практикой вместе с выпуском на большие экраны киноблокбастеров готовить выпуск виртуальных развлечений для экранов поменьше, где вы можете порулить киногероем в тех же декорациях, что и в фильме. Да и киношники довольно часто за последнее время ищут вдохновения в придумках разработчиков игр. Поэтому меня совсем не удивило, когда на прошлой Е3 я почти нос к носу столкнулся со Стивеном Спилбергом, который в окружении внушительной свиты, направлялся к выходу, отсмотрев на шоу все самое интересное. Каждый год на Е3 проводятся замеры того, где в данный момент находится производство компьютерных развлечений. Лидеры отрасли каждый раз все выше и выше поднимают планку качества продуктов, наращивая количество полигонов на тушку и реализовывая все новые и новые эффекты, вадавая изображение и возможности, которые уже можно потихоньку начинать называть пресловутой виртуальной реальностью. Здесь тайное становится явным и всегда можно оценить, кто из игровых компаний оказался на каком месте в вечной гонке и какие шансы есть у той или иной команды. Конкуренция в отрасли возрастает, и, чтобы выдавать на экран лучшее качество, требуются большие бюджеты и большее время. Прошло то время, когда сносные игры могли создавать несколько неопытных молодых энтузиастов. Поезд подобных команд уже ушел, и наступила эпоха богатых корпораций, которые могут позволить вложить в создание игрового проекта миллионы долларов и нанять для этой работы десятки профессионалов. Если у каких-нибудь гениальных, но непризнанных создателей "нового тетриса" и имеются иллюзии на этот счет, то достаточно посетить это шоу, чтобы повзрослеть окончательно. Индустрия прошла этап своего становления. И это тоже правда Е3.
|