Nokia N-Gage (2003) |
Чтобы не говорили о N-Gage, это детище Nokia стало единственным новичком в «железном» секторе игровой индустрии за последние несколько лет (GBA SP не в счет). Мы уже публиковали репортаж о презентации этой консоли осенью прошлого года - там вы могли познакомиться с ее основными характеристиками и стартовой библиотекой игр. И вот седьмого октября начались официальные продажи N-Gage по всему миру, а значит пришла пора узнать его поближе. Технические характеристики: Размер: 133.7x69.7x19.7 мм Вес: 135g Процессор: ARM925 104 МГц Сопроцессоры: нет Внутренняя память: 3.4 Мбайт Дополнительная память: MMC (до 128 Мбайт) Экран: STN, 176x208, 35x41.5 мм, 4096 цветов Размер точки: 0.2 мм Звук: PCM 8/16 КГц, 8bits, моно или стерео Операционная система: Symbian 6.1 Стандарты: GSM 900/1800/1900 Передача данных": GPRS, GSM-модем, HSCSD Интерфейсы/: Bluetooth 1.1, кабель USB FM Радио 88-108 МГц MP3/AAC-проигрыватель.
Употребляя после названия консоли местоимение мужского рода, я не ошибся, так как N-Gage имеет четкое официальное наименование - game deck (в английском варианте) и «игровой пульт» (в отечественном). Согласитесь, название не очень привычное. Мне, по крайней мере, до сих пор хочется назвать N-Gage портативной консолью или, на худой конец, приставкой. Я даже путался первое время, на полном серьезе пытаясь разыскать на N-Gage этот самый «игровой пульт», когда в инструкции мне в очередной раз предлагали его «отключить» перед началом определенных действий. Однако название - это наименее интересная и значимая часть игровой платформы. Поверьте, у нее найдется, что нам предложить. ТРИ В ОДНОМ Как вы уже, наверное, заметили, среди «старших» консолей давно наблюдается тенденция к созданию своеобразного развлекательного центра в одной коробке (прослушивание музыки, выход в сеть, просмотр DVD). И готовящаяся к выпуску Sony PSX - лишь подтверждение перерастания тенденции в правило. N-Gage же стал первым многофункциональным игровым устройством среди портативных платформ. Он является современным трехстанда-ртным сотовым телефоном (что полезно при поездках в Америку), который при отсутствии внешней антенны устанавливает очень неплохое соединение в самых скверных условиях (для знатоков - наиболее близким к N-Gage «нормальным» телефоном является Nokia 3650). Поддержка Java и наличие выхода в Интернет позволит скачивать напрямую и устанавливать различные приложения (типа J2Micro Edition). А большой вертикальный экран заметно облегчит использование календаря и работы с органайзером. Главными же дополнительными изюминками N-Gage, бесспорно, являются FM-приемник и МР3-плеер. Играть при ходьбе не только не удобно, но и небезопасно, поэтому куда лучше переключиться на прослушивание любимых треков или поймать нужную волну. А при наличии свободного места на карте вам ничто не помешает записать понравившуюся композицию. Если сюда добавить весьма продвинутые игровые возможности, то получим даже не «три в одном», а все «четыре» и даже более. НЕ ДОБАВИТЬ ЛИ ПРИСТАВОЧКЕ «МОЗГОВ»? Весьма актуальная проблема для ПК не менее остро ощущается и в данном случае. N-Gage умеет общаться с двумя видами памяти - внутренней, объемом всего 3.4 Мбайт, и дополнительной, реализуемой посредством установки карт стандарта MMC. Поддерживаются только три строго установленных варианта: 32 Мбайт (идет в комплекте), 64 Мбайт и 128 Мбайт. Причина такого ограничения мне лично совершенно не понятна. Ведь внутренней памяти едва хватает на нужды телефона (наверняка вам сразу же захочется накачать кучу новых мелодий, обоев и картинок для MMC-сообщений). А где хранить пару десятков MP3-записей (от 3 до 7 мегабайт каждая)? Да и игрушки, очень неплохие версии которых время от времени все же появляются в сети, тоже не помешают. Вспомнив же довольно неудобный процесс замены самой карты памяти, получаем, что 128 мегабайт - это не максимальный, а минимальный объем для нормального использования N-Gage. Допускаю, что при активном прослушивании MP3 одной карточки будет маловато. Однако установка соединения с ПК призвана прибавить вам комфорта. ВСЕМОГУЩИЙ «СИНИЙ ЗУБ» Действительно, обойтись набором из двадцати композиций вполне можно, если его периодически обновлять. Конечно, качать файлы можно и напрямую из сети, установив GPRS-соединение, но гораздо проще воспользоваться домашней МР3-библиотекой. Для ее закачки на консоль служит USB-кабель (в комплекте) и простая в обращении программка Nokia Audio Manager 3.0 (также в комплекте, на CD-ROM). Куда сложнее ситуация с установкой различных приложений и игр. В этом случае для синхронизации консоли с ПК служит уже другая программа - N-Gage PC Suite, однако она поддерживает соединение лишь по COM или ИК-портам, либо через Bluetooth. Но N-Gage не оборудован ИК-портом, да и COM-кабеля в комплекте тоже нет (подобное отношение к покупателю со стороны Nokia, надо сказать, весьма расстраивает). Остается единственный вариант - связь через «Синий зуб». Загвоздка в том, что у вашего компьютера наверняка нет соответствующего приемника, а значит, очередной поход в магазин неминуем, поскольку полноценное использование N-Gage без этого пока невозможно. Правда, в Nokia нас заверили, что работы над совершенствованием софта уже ведутся, так что, вполне возможно, в скором времени и эта проблема будет решена. МУЛЬТИПЛЕЕР В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ Беспроводная технология Bluetooth обеспечивает не только связь между ПК и N-Gage. Вам ничего не стоит обменяться данными с любым аппаратом, поддерживающим аналогичный протокол (например, с мобильным телефоном, ноутбуком или другим N-Gage). Последнее обстоятельство серьезно выделяет новинку от Nokia среди всех портативных платформ, ибо без всяких проблем позволяет организовывать многопользовательские состязания. ИК-порты (установленные на GB Pocket) требовали прямой видимости обеих приставок, соединительные провода последующих моделей от Nintendo могут помешать проходу людей (попробуйте поиграть в GBA, сидя на противоположных сидениях в метро). «Синий зуб» не обладает подобными ограничениями. Я специально проверял надежность соединения в узких и извилистых коридорах нашего офиса. Связь не нарушалась, даже когда мой оппонент находился за закрытой дверью на расстоянии около 4-5 метров! По инструкции, для нормальной работы Bluetooth-соеди-нения дистанция между устройствами не должна превышать 10 метров. Различные преграды значительно уменьшают дальность контакта. Нам так и не удалось осуществить игру, находясь на разных этажах, но я допускаю, что вблизи оконных проемов это вполне возможно. Софтверная поддержка, то есть игры, мало чем уступает своей «железной» основе. Практически каждый проект, уже выпущенный или только разрабатываемый для N-Gage, имеет ярко выраженную многопользовательскую направленность. После захватывающего сеанса THPS мне просто не терпится увидеть Moto GP и Red Faction, а там и Sega Rally не за горами; пара хороших файтингов тоже придется очень кстати. И никаких вам «сплитскринов»! Кстати, а что мешает клонировать на N-Gage Doom II или даже Quake... ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ Наконец-то мы подошли к играм. Пожалуй, это одна из наиболее больных для N-Gage тем. И основная проблема здесь - полное отсутствие новых сильных проектов, способных привлечь к консоли внимание прессы, а за ней и потенциальных покупателей. Все появившиеся к моменту релиза игры являются римейками. Ставка здесь явно была сделана на проверенные временем разработки: SonicN, Super Monkey Ball, Tomb Raider, Pandemonium, Tony Hawk's Pro Skater, Red Faction и так далее. Как говориться, старый конь борозды не портит, но сработает ли эта поговорка теперь? Лично меня такой подход совершенно не пугает. А поскольку графика, выдаваемая N-Gage, по многим параметрам сильно напоминает мне Sega Saturn (одного из бывших конкурентов PlayStation), очень хочется наедяться, что знаменитая компания не остановится на Sonic'e и Sega Rally. Такие шедевры, как Panzer Dragoon (shooter), Nights (action), Shining Force (RPG), Dragon Force (strategy/RPG), VF 2 (fighting) пришлись бы очень кстати. По крайней мере, тогда в моем выборе можно было бы не сомневаться. Пока же мы имеем около полутора десятков нашумевших по всему миру проектов и примерно пять находящихся в разработке (из объявленных). Наличие очень неплохой трехмерной картинки дает N-Gage еще одно преимущество перед GBA SP. Все же полноценный, ничуть не тормозящий THPS, гораздо привлекательнее своего, пусть и крутого, но спрайтового собрата. Так и хочется сдуть пыль с плейстейшновской версии игры и сравнить. Почему-то мне кажется, что различия будут минимальными. Правда, остается еще один важный нюанс - цена. $50 за римейки (пусть и хитовых игр) не каждый поспешит выложить. Этот вопрос я оставлю без комментариев, так как сам считаю, что стоимость в $20-30 была бы более приемлемой. С другой стороны, картриджи к тому же GBA стоят не дешевле, а кроме того у N-Gage есть еще одна лазейка - в Интернете вполне можно найти с десяток приличных игрушек совершенно бесплатно или за какие-нибудь $8-10. Напомню, что в комплекте с консолью уже идут две бесплатные игры - Flo Snowboarding и Space Impact. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И что же мы получили? Nokia предлагает нам многофункциональное портативное устройство с процессором, позволяющим на приемлемом качестве реализовать трехмерные игры уровня первой PlayStation. При этом оно еще обладает и весьма перспективными многопользовательскими возможностями. Однако набор игр к нему пока еще невелик. И я прекрасно понимаю настроения большей части игровой общественности нашей страны - отдать $400 за приставку - такого не было даже с PS2. Действительно, до скорого выхода PSX малютка N-Gage останется самой дорогой игровой системой. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Вспомните, что это не только игровая приставка. Ведь навороченный мобильный телефон, лишь самую малость не доросший до настоящего смартфона, FM-ра-дио и МР3-плеер никуда не делись. А подобные устройства и без игровых возможностей стоят едва ли не дороже. Так что цена вполне соответствует предлагаемым возможностям, не стоит закрывать на них глаза и сравнивать N-Gage с GBA.
Игры
SUPER MONKEY BALL Жанр: puzzle Издатель: Sega Разработчик: Amusement Vision Количество игроков: 1 Bluetooth: нет Online: нет Суть игры проста, но вместе с тем она потребует от вас выветренности движений, немного логики и... железные нервы. Итак, каждый уровень представляет собой некую платформу, подвешенную на огромной высоте. Сложность конструкции возрастает по мере продвижения по игре. На одном ее конце расположены ворота с финишной лентой, вы же начинаете свой путь с противоположного конца. В качестве протагониста выступает одна из четырех мартышек, заключенная в прозрачный шар. Посредством курсора вы вольны изменять наклон платформы, тем самым заставляя перемещаться пузырь с подопечной в нужную сторону. Чуть ошиблись, и после исчезновения с душераздирающим криком сферы число жизней уменьшается на единицу. Кое-где на платформе разбросаны бананы, их нужно собирать для достижения наилучшего результата, хотя главной целью все же остается простое пересечение ленты. Собрали 50 экзотических фруктов - дополнительная жизнь ваша. А это, поверьте, главная ценность в игре, где порой один уровень приходится переигрывать бесконечное количество раз, чтобы хотя бы понять как его пройти. Однако если вам это удалось - он сразу же становится доступен для более досконального изучения в режиме тренировки. В игре три градации сложности: beginner, advanced и expert, каждая со своим набором уровней 10, 15 и 20 штук соответственно. Во время их прохождения вам начисляют специальные очки (game points), определенное количество которых открывает доступ к трем мини-играм: Monkey race, Monkey fight и Monkey target. В общем, развлечься на несколько поездок в метро вам хватит. Однако при всей привлекательности идеи и ее великолепной реализации, боюсь, что через неделю она вам наскучит, да и многопользовательского режима в ней не предусмотрено... TOMB RAIDER Жанр: advanture Издатель: Eidos Разработчик: Core Design/idea Works3D! Количество игроков: 1 Bluetooth: нет Online: да Вероятно, это и есть игра, которая «будет продавать» N-Gage. У каждой платформы есть похожий проект, ради которого несговорчивый геймер пойдет в магазин. По сути это полноценный римейк оригинальной игры о приктчениях Лары Крофт, столь удачно выполненный благодаря старание idea Works3D!. Неутомимая расхитительница гробниц вернула себе знаменитый угловатый бюст и пистолеты с бесконечным боезапасом, задвинула в давний угол «ролевую систему» вместе с «разветвленной сюжетной тнией» и вновь ринулась на исследования перуанских пещер. Где ее уже поджидают приснопамятные самострелы в стенах и волки с медведями в придачу со знаменитым ти-рексом. Игра выглядит на удивление хорошо (лишь изредка бывают небольшие лаги). А поскольку это был первый по-настоящему трехмерный проект для N-Gage, который я увидел вживую, волей-неволей мне пришлось зауважать эту маленькую, но мощную платформу. Графически Tomb Raider мало чем уступает версии для PlayStation и уж точно не отстает от Sega Saturn. Управление по большому счету также осталось прежним - Лара может бегать и ходить (при удержании кнопки), прыгать во все четыре стороны, цепляться за карнизы, совершать кульбит с разворотом на 180 градусов, ну и конечно, плавать. Единственное отличие - нет нужды давить «вперед», героиня будет передвигаться сама после первого нажатия на кнопку. Да, сохраняться теперь можно в любую секунду. Удручает отсутствие саундтрека и не по возрасту тяжкие вздохи героини, сопровождающие столкновение с препятствиями. Кроме режима одного игрока есть еще весьма замысловатый мультиплеер (своеобразное соревнование на скорость прохождения уровня) и поддержка онлайновой службы. В качестве бонуса на карте выложен небольшой ролик, наглядно демонстрирующий возможности игры и нашей подопечной (очень рекомендую взглянуть). PANDEMONIUM Жанр: platform Издатель: Eidos Разработчик: Crystal Dynamics/ idea Works3D! Количество игроков: 1-2 Bluetooth: да Online: да Еще одна классика зари эры PlayStation. Сейчас уже мало кто помнит, что когда-то именно ради подобных игр люди покупали приставки. Как и любой платформер, Pandemonium чрезвычайно проста. Вы управляете одним из двух предлагаемых на выбор персонажей (волшебницей Ники и ее шутовского и оттого очень подозрительного вида другом - Рагдив'ом). Игра полностью трехмерна, однако все действия происходят в плоскости. Вы можете передвигаться в двух направлениях и прыгать. И зачастую именно при помощи последнего приема приходится избавляться от врагов, которые время от времени попадаются на уровне. Причем их назначение не всегда заключается в прямом противоборстве, иногда только после прыжка им на голову можно добраться до какой-нибудь секретной платформы с особо ценным призом (дополнительной жизнью или магическим камнем). Возможна и другая ситуация - на месте поверженного противника появляется один и несколько ценных бонусов. Каждый из уровней разделен на несколько частей «чекпоинтами», именно там вам придется начинать игру после трех столкновений с неприятелем. Хотя жизни можно пополнять, подбирая специальные бонусы или после добычи 200 камней, которые будут постоянно встречаться у вас на пути. Как только финишная лента пересечена, на экран выводится время прохождения уровня и качество собранных бонусов. В Pandemonium реализован весьма неплохой Bluetooth мультиплеер. Выглядит он в виде гонки по уровням наперегонки, но поскольку трасса редко имеет линейную структуру, то добраться до финиша не всегда бывает просто. К сожалению, игра не может похвастать столь же мгновенной реакцией на команды и стабильный фреймрейт, как THPS. Вы наверняка не раз сорветесь в пропасть, прежде чем научитесь нажимать на прыжок в нужный момент... TONY HAWK'S PRO SKATER Жанр: sports Издатель: Activision Разработчик: Neversoft/ idea Works3D! Количество игроков: 1-2 Bluetooth: да Online: да Как я уже не раз упоминал в основном тексте - именно этот проект меня задел больше всего. Прежде всего это связано с невероятным качественным переносом игры на N-Gage. Полное отсутствие тормозов, четкое выполнение команд и. невероятно большая скорость всего происходящего на экране. THPS -единственная из представленной четверки игра, которая имеет прекрасное звуковое сопровождение. Причем это касается и навороченных саундтреков, и звуков, издаваемых роликами скейта или падением неудачливого спортсмена. Не знаю, стоит ли описывать суть игры, ведь марка довольно известная. Попробую вкратце: вы выбираете одного из 10 проскейтеров и начинаете продвигаться вверх по карьере экстрим-спортсмена. Изначально доступен лишь один уровень, на котором вам предстоит совершить несколько «подвигов» за ограниченное время: набрать определенную сумму баллов (совершая трюки), разбить разбросанные тут и там коробки, собрать заветное слово «Skate» и так далее. Постепенно вам станут доступны новые спортсмены и уровни. Но на мой взгляд куда интереснее игра против живого соперника. Вновь соединение устанавливается через Bluetooth, на выбор предлагаются четыре режима: Graffiti, Trick Attack, SKATE Race и Tag. В первом вам предстоит раскрашивать различные объекты уровня в «свои» цвета, совершая на них трюки. Чей цвет превалирует, тот и чемпион. Второй - это банальный набор очков за выполнение трюков. В третьем придется на время собирать слово «Skate» по буквам, ну а последний - это просто салки. Одним словом в нашем сегодняшнем тесте - это бесспорный лидер. Лично я недостатков не нашел вообще, за игру такого качества и $50 не жалко. А Ларка почему-то подтормаживает, хотя графически лучше не выглядит.
|