История Mortal Kombat |
История Mortal Kombat (о серии до начала 2006 г.) Жестокость в играх - дело уже привычное, и раздражает она разве что борцов за светлые умы подрастающего поколения. В то время как представители оного отнюдь не бьются в конвульсиях от восторга при виде очередной леденящей душу сцены какого-нибудь Manhunt. Лишь бросят усталый взгляд на это безобразие и с циничным видом поведут главного героя бить и резать дальше. Трудно представить, что чуть больше десяти лет назад один лишь вид крови заставлял цензоров хвататься за голову. Одной из таких асоциальных игр стала первая часть Mortal Kombat. Знали бы моралисты, что кровавый беспредел еще не раз посетит консоли - удавили бы его еще в зародыше. С 1992 года вид крови приелся и более не шокирует, игровой сериал успел обрасти продолжениями, обзавестись не одним телевизионным воплощением, умереть и воскреснуть аки феникс. Сменялись поколения фанатов, уходили создатели, а Mortal Kombat до сих пор существует. Не сказать, что процветает, но живет вполне полноценной жизнью, пусть и немного не соответствующей его богатой истории. Mortal Kombat Платформы: аркадные автоматы, Super Nintendo, Sega Genesis/Mega-Drive, Game Boy, Sega Master System, Sega Game Gear, Sega CD, PC.
В 1992 году жанр файтингов неспешно развивался, изредка подгоняемый японским Street Fighter II да парой-тройкой других незначительных проектов. Не то чтобы геймерам не нравилось виртуально пинать друг друга, просто схема со стандартным набором обычных и специальных ударов приелась, и необходим был прорыв, который вывел бы жанр на новый эволюционный виток. Таковым стал Mortal Kombat за номером один. Жестокий и кровавый мордобой с умышленной ошибкой в названии мгновенно обрел невероятную популярность. Причем не за счет каких-либо геймплейных наворотов, а в большей степени из-за броского мрачного дизайна и качественного графического оформления. Сюжет повествовал о турнире боевых искусств, который проводил злой колдун по имени Shang Tsung, питавший свою силу душами поверженных бойцов. Чемпионом вот уже на протяжении 500 лет был непобедимый Goro, четырехрукий получеловек. На очередной турнир собирается весьма колоритная компашка из семи претендентов. У каждого своя история, свои цели и, соответственно, свой финал. Скрупулезный подход к сюжету позволил уже в первой части заложить фундамент, ставший опорой для всех последующих эпизодов сериала. Впрочем, сюжет не был самым главным достоинством игры. Первопричина, по которой Mortal Kombat стала идолом, - графика. Это был первый проект (не только среди файтингов, а вообще первый из всех), в котором применили технологию motion capture. Для создания виртуальных бойцов были приглашены актеры, которых обвешали датчиками и проводами и заставили воспроизводить необходимые движения. Таким образом был достигнут эффект невероятного по тем временам реализма. Техничность боев при этом сыграла не самую значительную роль, да и не была первая часть MK в этом плане большим откровением. Каждый боец был обучен ударам руками/ногами, блоку, броску и прятал в рукаве несколько заклинаний (или, если религия не позволяла пускать файрболы, просто акробатические приемы). Изюминка же, а по совместительству и вторая причина популярности Mortal Kombat крылась в жестокости. Жестокости, возведенной в абсолют. Кровь фонтанировала при каждом ударе (при переносе игры с аркадных автоматов на консоли из-за занудных цензоров красную жидкость пришлось спрятать под секретный код, о котором прозрачно намекали в начале игры), а венцом этого безумия стали уже легендарные Fatality, то бишь добивания. После того, как враг был побежден, его можно было либо просто ударить (и тогда он падал как подкошенный), либо при помощи нехитрого соло на кнопках контроллера привести в исполнение жестокий приговор. В этом случае кровожадный Kano голыми руками пробивал грудную клетку противника и доставал сердце, Sub-Zero легким движением отрывал голову с позвоночником, а милашка Sonya своим воздушным поцелуем сжигала жертву. Публика ликовала - такого беспредела в мультяшном Street Fighter не увидишь. Mortal Kombat II
Платформы: аркадные автоматы, Super Nintendo, Sega Genesis/Mega-Drive, Sega Saturn, Sega 32X, Sega Master System, Sega Game Gear, Game Boy, PlayStation, Amiga, PC. Успех первой части сделал выход сиквела неизбежным. Уже через год, в 1993, в залах аркадных автоматов появилась MKII. Разумно полагая, что не стоит вносить глобальных изменений в отработанную геймплейную схему, разработчики сосредоточили усилия на персонажах и кровавом фетише всех поклонников первой части - добиваниях. Сюжет раскрывал подробности второго турнира. После того, как семь воинов одержали верх над силами зла, Shang Tsung с позором вернулся к своему повелителю в параллельное измерение Outworld. Используя банальные отговорки, что проигранная битвы не является поражением в войне, он убедил начальство дать ему второй шанс. И начался новый турнир, только на этот раз победитель схлестнется в финале с главным злодеем, скрывающимся под именем Shao Kahn. Вторая битва за Землю началась. Список участников расширился до двенадцати бойцов, в числе которых наиболее интересными были разжалованный в рядовые Shang Tsung и его давний оппонент Kung Lao. Вместе с хозяином в обычные персонажи был переведен и его ниндзя-телохранитель Reptile, присутствовавший в первой части на правах секретного героя. Появились парочка принцесс - Kitana и Mileena, а также любимец публики и актер из рекламы про зубную пасту Baraka. Без нового четырехрукого полубосса также не обошлось - его роль отдали Kintaro. Общий возросший уровень качества был различим невооруженным глазом. Модели персонажей, анимация и арены (многие из которых запомнились экстравагантным дизайном) - все стало на порядок лучше. Возросло количество разнообразных ударов, что в сочетании с отточенным балансом превратило Mortal Kombat II в культовый файтинг и, как многие считают, навеки обеспечили ему звание лучшего в серии. Фирменная жестокость никуда не делась, а некоторые бойцы должны были в разы повысить количество крови на аренах (острая шляпа Kung Lao и Baraka со своими руками-лезвиями идеально вписались в эту вселенную). Fatality отныне было по две штуки на каждого, еще более извращенных, чем прежде. К тому же можно было применить так называемое Stage Fatality, используя для своих коварных целей декорации. Если же у вас появилось желание проявить милосердие, то при помощи Babality противник превращался в младенца, а Friendship позволял несколько неординарным способом подписать мировую. Mortal Kombat 3 Платформы: аркадные автоматы, Super Nintendo, Sega Genesis/Mega-Drive, Sega Saturn, Sega Master System, Sega Game Gear, Game Boy, PlayStation, PC. Третьей части пришлось ждать, подумать только, целых два года. Это сейчас разработка игры в течение пяти лет - дело житейское, а для средины девяностых два года срок был существенный. Ожидалось, что разработчики готовят очередную бомбу, но вышедшая 1 апреля 1995 года на аркадных автоматах Mortal Kombat 3, в действительности больше походила на шутку, приписанную к соответствующей дате. Создатели так воодушевились двумя успешными проектами, что не посчитали нужным прикладывать излишние усилия. Игра не была плохой, напротив, некоторые фанаты ставят ее выше, чем MKII. Но с технической точки зрения третья часть ничего нового в жанр не привнесла. Изменения в первую очередь коснулись подборки персонажей. Если Johnny Cage никому особенно и не был симпатичен, то замена Scorpion'a на трех посредственных киборгов оправдания не находит. Cyrax, Sektor и беглый Smoke попросту выпадали из общего стиля. Эстетиче- ские нестыковки можно было бы простить, если бы баланс и динамика игрового процесса не хромали на обе лапы. Пройти игру за Sub-Zero одними заморозками - разве мы могли раньше себе такое позволить? Положение выправляла появившаяся возможность бега и позаимствованная из Killer Instinct система комбо (правда, не настолько брутальная): при должном умении можно было уничтожать противника моментально, даже не дав ему опомниться. Кровища по-прежнему присутствовала, правда, ее вид уже никого не удивлял. Разработчики это осознавали, посему вновь сделали упор на добиваниях. По сравнению с предыдущей версией возросло количество Stage Fatalities, а также появилось Animality - уничтожение противника при помощи индивидуальной для каждого бойца звероформы. С сюжетной точки зрения MK3 наконец начала максимально использовать заложенные в первых двух частях идеи. История разделилась на несколько ярко выраженных сюжетных линий. Полицейские Jax и Sonya гонялись за воскресшим Kano, королева Sindel и Shao Kahn пытались разобраться с последствиями семейной жизни (никогда, никогда не вступайте в брак, если не уверены, что через пять сотен лет вторая половина не захочет захватить вашу империю). Sub-Zero мало того, что потерял высокооплачиваемую работу ниндзя, так еще и был вынужден спасать свою жизнь от палачей-киборгов. Все это на фоне начавшегося вторжения войск Shao Kahn^. Никто не спорит, что история в файтингах нужна, как Goro пятая рука, однако создателям Mortal Kombat удалось выстроить целую вселенную, где каждый боец оброс легендами и клановыми связями. Тягаться с такой махиной не под силу никакой семейке Mishima из сами-знаете-какого сериала. Ultimate Mortal Kombat 3 Платформы: аркадные автоматы, Super Nintendo, Sega Genesis/Mega-Drive, Sega Saturn. Mortal Kombat Trilogy Платформы: PlayStation, Sega Saturn, Nintendo 64, PC. С 1995 по 1996 года создателей Mortal Kombat лихорадило. С одной стороны был необходим выход на новый уровень, на территорию трехмерных файтингов, так как конкуренты не дремали и уже начали отбивать аудиторию. С другой стороны, это была неизведанная ниша, в которой требовалось завоевывать лидерство совершенно новыми принципами геймплея, а не каплями спрайтовой крови, и руководство слегка опасалось, что не потянет такой груз. К тому же наметился раскол и среди самих разработчиков. Тут стоит поподробнее остановиться на двух личностях, без которых Shao Kahn и Shang Tsung никогда бы не смогли провести свой турнир. С 1992 года главной движущей силой сериала были Эд Бун и Джон Тобиас. Каждый из них имел собственные взгляды на то, как должен развиваться Mortal Kombat. Изначально два товарища просто реализовывали в игре свои задумки, создав удивительный сериал, в котором геймплей и сюжет мирно и гармонично уживаются друг с другом. Первый разлад наметился, когда Эд Бун исключительно для фанатов решил сделать Ultimate MK3. Схема абсолютного МК проста: дополнить третью часть бойцами, которые потерялись по пути из MKII. Плюс наплодить ниндзя всех цветов радуги, раз уж они так нравятся потребителю. О сюжете речи уже и не шло - игровой процесс бы в порядок привести. В итоге получилось большое недоразумение: толпа клонированных дам и аналогичная толпа мужиков кромсали друг друга невразумительными ударами, добивая нелепыми Fatality. Такого глумления над сериалом Тобиас вынести не смог. В результате он отправился делать Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero, а его коллега сконцентрировал внимание на еще одном параде клонов Mortal Kombat Trilogy. Теперь еще больше бойцов и еще больше нелепостей в сюжете, убитый баланс и недоуменные взгляды фанатов. Опять двухмерный MK3 под новым соусом? По сути, за этот период в сериал был добавлен только один новый способ добивания, Brutality. Модифицированное ком-бо, которое смачными ударами разбирало противника на косточки - небывалое достижение за почти три года работы. Mortal Kombat 4
Платформы: аркадные автоматы, PlayStation, Nintendo 64, Game Boy Color. Mortal Kombat Gold Платформа: Dreamcast В конце 1997 года появилось оно. То, о чем так долго говорили большевики, о чем мечтали садисты и о чем втирали разработчики, свершилось, товарищи. Mortal Kombat отныне в 3D. Если бы разработчики знали, чем это обернется сериалу, то постриглись бы в шаолиньские монахи и посвятили бы жизнь искуплению грехов за последние бездарные проекты. Лузер Shao Kahn перестал представлять интерес как достойный противник, и на его место пришел более грозный старший бог Shinnok. И снова турнир, и снова старые знакомые, только отныне в полигональной оболочке. Выйди игра на пару лет пораньше (следует читать: не страдай товарищ Бун ерундой последние два года), она вполне могла протянуть. Не соперничать с другими, но хотя бы выжить. В 1997 году никому не нужна была устаревшая графика, где более-менее прилично были выполнены только статичные модели персонажей, а все остальное вызывает отвращение. Не нужен был никому и двухмерный по сути геймплей. Уходы в сторону были реализованы неудачно, а четкое управление, до сих пор являвшееся предметом гордости разработчиков, впервые дало осечку. Добавление холодного оружия могло внести разнообразие, однако реализация этой задумки, как и все остальное, была никудышней. Игра не несла даже какого-то развлекательного эффекта, это не было похоже на легкий полет Tekken или техничную песню Virtua Fighter. Один плюс - недоразумения в списке добиваний убрали, оставив аскетичный список из двух Fatality. Но это возвращение к корням уже было совершенно не важно. Равно как и появление MK Gold на новой Dreamcast. Действуя по рецепту Ultimate, разработчики взяли четвертую часть и дополнили ее новыми персонажами. Увы... Умудренные опытом двухмерных клонов, геймеры с опаской отнеслись к новому творению, что означало полный провал на поприще 3D. MK если не умер, то надолго впал в кому. Mortal Kombat: Deadly Alliance
Платформы: PlayStation 2, Xbox, Game Cube, Game Boy Advance. Возрождение сериала из пепла в 2002 году было подкреплено масштабной рекламой, уверявшей, что вот он, легендарный файтинг вернулся, и больше недоразумений не будет. И только Джон Тобиас посмеивался, он на тот момент уже покинул Midway и делал для Microsoft свой файтинг. Что же касается самой игры, то она получилась коммерчески успешной (по сравнению с MK4 любые нейтральные отзывы покажутся грандиозным успехом), но вторичной. Роль главного злодея досталась Quan Chi, впрочем, это уже было не важно, как и то, что погиб Liu Kang. Фанаты привыкли, что разработчики очень вольно тасуют героев, время от времени воскрешая старичков и вводя толпы новых безликих персонажей. Существенным изменением стало появление боевых стилей, с возможностью можно менять их по ходу поединка. Не были оставлены и попытки использовать холодное оружие. И хотя вылетающие из тел кровавые снежинки все еще вызывали нездоровые ассоциации, но авторы хотя бы сделали заявку на зрелый игровой процесс. Не Virtua Fighter, конечно, но с претензиями на лавры знаменитого фай-тинга. Способствовало этому и графическое оформление. Понятно, что Deadly Alliance морально устарел еще до выхода, но для себя разработчики выполнили необходимые нормы по полигонально-анимационному труду. Несомненно, это был успех. Ни потеря древней техники апперкота где-то в недрах компании, ни сократившееся число Fatality (одна штука в одни руки) не стали помехой на пути сериала к возрождению.
Mortal Kombat: Deception
Платформы: PlayStation 2, Xbox, Game Cube. Выход относительно свежего Deception окончательно положил конец разговорам о неспособности господина Буна сделать нормальный трехмерный файтинг. После продолжительной спячки фанаты, наконец, получили продукт, способный конкурировать с элитой жанра. Что приятно, история на этот раз была вполне в духе лучших представителей сериала. Пока Raiden, Shang Tsung и Quan Chi схлестнулись в поединке за звание самого крутого бойца, на этот несчастный мир свалилась еще одна напасть. А точнее - пришла тяжелым шагом. И звали эту напасть король драконов Onaga. И вот бывшие враги уже плечом к плечу сражаются против сего демонического индивида. Силы, понятно, не равны, так что впору под предлогом нового турнира созывать лучших бойцов со всего света на подмогу. Геймплей со времен Deadly Alliance почти не изменился, оставшись таким же медлительным, с замахом на тактику. Только апперкот вернулся, да количество Fatality увеличилось до двух штук. Появилось еще и hara kiri - этакая подлянка предвкушающему жестокую расправу оппоненту. Пока он готовиться добить вас своим коронным ударом, можно быстренько лишить своего персонажа жизни, отобрав тем самым у соперника радость кровавой расправы. Для полноты картины не хватало лишь разнообразных развлекательных режимов, и вот тут разработчики явно перегнули палку. Помимо сюжетных скитаний в Konquest (с убогой графикой и полным отсутствием мотивации к прохождению) есть Puzzle Kombat и Chess Kombat. С первым все понятно - дань моде, попытка утереть нос конкурентам. Но вот присутствие вариации на тему тетриса и своеобразной шахматной стратегии оценят разве что самые дотошные фанаты. А вот что придется по душе всем, так это возможность онлайновых баталий. Пока Tekken и Virtua Fighter тешили геймеров всякими там рейтингами и рангами, MK решительно шагнул в Сеть. В первый раз за последние несколько лет детище Буна опередило конкурентов. Mortal Kombat: Deception является на данный момент лучшим проектом серии из всех, что были созданы в 3D. Жаль, что ряды фанатов к этому времени сильно поредели, и не многие из них увидели первую достойную игру, переключившись на другие файтинги. Оглянемся на более чем двенадцатилетнюю историю Mortal Kombat. Это сериал с глубокими традициями, и рядом находок, как в области геймплея, так и в графической части. Именно благодаря этому сериалу технология motion capture пришла в игровую индустрию и прочно там закрепилась. Именно MK первым показал, что удары можно не только подсвечивать яркими вспышками. Но эта звезда, блиставшая в середине девяностых, оказалась жертвой маркетинговых ходов и жажды легких денег. Тот, кто породил сериал, его убил и воскресил. По этой причине Mortal Kombat никогда не будет тем идолом, которым стал к третьему эпизоду. Качественной игрой - может быть, предметом поклонения - уже никогда. Времена другие.
|